Карьерный код

43,8 тыс. подписчиков

Перейти в канал

✍️ Интересные профессии: интервью с UX-редактором

Поговорили с Александром Марфициным, главным UX-редактором из SberDevices, о профессии, задачах и о том, как попасть в UX-команду. Ну и про зарплаты, куда без этого.

Чем UX-редактор отличается от обычного редактора?

Классические редакторы пишут статьи, посты в соцсети, тексты для рассылок, а UX-редактор занимается контентом в интерфейсах приложений. То есть наша задача — выстраивать взаимоотношения с пользователями внутри продуктов и сервисов.

То есть UX-редактор — это человек, который подписывает кнопки?

Мы действительно пишем кнопки, заголовки, описания, подсказки — но это только часть работы, её видимая сторона.

Другая — проработать всю коммуникацию в приложении. Тут мы смотрим не только на слова в конкретной кнопке, но и вообще на смысловое поле текстов, на тон, с каким мы обращаемся к пользователю. На то, как текст вписан в продуктовую логику и дизайн.

Как ты пришёл в профессию?

Я начинал редактором в медиа: писал статьи про технологии и гаджеты, а со временем стал главным редактором. Затем поработал на фрилансе и ушёл в продуктовую компанию-стартап руководителем коммуникаций.

Там я среди прочих задач попробовал работать с текстами интерфейсов: мы экспериментировали с экранами первой оплаты, с онбордингом — так называется первая регистрация.

Тогда я даже не знал, что этим занимаются отдельные люди — UX-редакторы. Стал рассказывать о своём опыте в блоге, и оказалось, что в России есть небольшая группа людей, которые тоже этим занимаются. Мы начали общаться, и образовалось комьюнити редакторов, которые работают с интерфейсами.

Почему дизайнер сам не может написать текст в своём макете?

Такие дизайнеры есть. Вопрос только в том, что мы по-разному смотрим на мир: дизайнеры больше работают с визуальными образами, а редакторы — со смыслами. В этом плане мы органично друг друга дополняем.

Какие ключевые навыки должны быть у UX-редактора?

Первое: широкий кругозор. Наша профессия находится на стыке с дизайном: то есть в нём нужно разбираться хотя бы минимально. Знать основы, принципы дизайна, что такое визуальная иерархия, хороший пользовательский опыт и так далее. Должна быть насмотренность и вкус.

Второе: нужно уметь в коммуникации. Сюда входит всё: тексты, грамотность, контекст, tone of voice. Опыт с маркетингом, соцсетями, рассылками, бренд-медиа тоже будут в плюс.

Третье: понимать продуктовую логику, метрики и мышление в целом, общаться с коллегами на одном языке. Чтобы, когда тебе говорили, например, «мы улучшаем retention», ты не переспрашивал, что это такое.

Четвёртое: любознательность. Нужно быть активным пользователем самых разных цифровых продуктов. Плюс постоянно расти — что-то читать, учиться. При этом необязательно, чтобы это напрямую было связано с UX-редактурой, — по этой теме не так уж много курсов и книг.

Пятое: понимать и знать культуру, в которой живёшь и работаешь. В России выходят новые сериалы, фильмы, музыка, спектакли, выставки, перформансы, появляются новые мемы — мы должны понимать, что люди слушают, смотрят, читают. Для того, чтобы потом, возможно, использовать какие-то популярные фразы оттуда, мемы или даже целые смыслы.

Звучит круто. Можешь привести пример?

Однажды мы разрабатывали фичу для автоответчика — человек записывает голосом фразу, которая воспроизводится на другом конце, если к нему не смогли дозвониться.

Типа «Привет, сейчас я в самолёте. Перезвоню после посадки».

Но ведь человек может и матом что-то записать. Поэтому для таких сценариев предусмотрели всплывающее окно — Фрекен Бок из мультика про Карлсона говорит: «Фу, как некультурно!». Мне кажется, это хорошее попадание.

Давай поговорим про деньги. Сколько в России может зарабатывать UX-редактор?

Недавно как раз было несколько исследований на эту тему — там получалось в среднем 135–155 тысяч рублей. Соответственно, «джуны», то есть младшие редакторы, могут получать где-то от 70–80 тысяч, а у старших по-разному — там вилка от 180 до 350 тысяч. Плюс зависит от профиля и размеров компании.

Как стать UX-редактором? На примере человека с опытом в редактуре и полного новичка

В первом случае, конечно, проще — у такого человека есть опыт работы со смыслами. Тут, мне кажется, достаточно пройти курсы, почитать книжки. А дальше стажироваться, делать что-то для портфолио за небольшие деньги. Без портфолио сейчас сложно устроиться куда-то — рынок более-менее насыщен.

А вот совсем без опыта сразу приходить в UX будет сложно. Лучше для начала получить обычный редакторский опыт, а потом уже переходить в интерфейсы.

Что тебе нравится и не нравится в профессии?

Нравится мультидисциплинарность — можно применить свои навыки на стыке дизайна, коммуникации, продукта и UX. Да и в целом можно сильно влиять на продукт — это здорово.

А не нравится в профессии то, что постоянно нужно объяснять, кто ты такой и зачем нужен.

Стоит ли сейчас идти в UX-редакторы?

В России — точно да. Сейчас у нас появился шанс создать свою национальную компетенцию с учётом реалий и культурных особенностей. Потому что мы всё-таки начинали на базе того, что сделали другие страны в этом направлении.

16 мая в 10:32


Больше интересных новостей

в приложении СберБанк Онлайн

Перейти в канал